Новосибирск
Поможем вам+7 (383) 203-11-11
www.granovit.ru
7 июня 2024 г.

РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Приобретая недвижимость наши клиенты сталкиваются с различными вопросами начиная с выбора агентства, риэлтора, самого объекта и заканчивая вопросами «А что дальше?».

Привыкая за период подготовки к сделке к поддержке с нашей стороны, Клиент, оставаясь один на один с приобретенным объектом не знает, что делать дальше.

Один из вопросов – регистрация в приобретенном жилье.

Начнем с основного:

Несмотря на то что каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет.

Регистрационный учет может быть временным и постоянным. Постоянный – это регистрация по месту жительства, временный - регистрация по месту пребывания.

Постоянная регистрация по месту жительства возможна только в жилых помещениях: квартире, комнате, жилом доме, оформленных в собственность, купленных или полученных в дар или наследство. Существует также регистрация в жилье, предоставленном по договору социального найма и т.п.

Временная регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок от 90 дней до 5 лет, по истечении срока временной регистрации возможно его продление. При этом временная регистрация может быть оформлена не только в жилых помещениях, но и в нежилых, апарт-квартирах.

Рассмотрим подробнее саму процедуру регистрации.

В настоящее время можно выделить несколько основных моментов связанных с регистрацией, будь то временная или постоянная, а именно: кто является собственником, кто оформляет регистрацию и как оформлено право собственности на имущество.

1. Кто является собственником? Не будем учитывать жилье, предоставленное по социальному или специализированному найму.

Сам собственник не обязан регистрироваться в своем жилье, если в этом нет необходимости (если он уже зарегистрирован в другом месте).

Зарегистрироваться в квартире /комнате/ доме/ ином помещении, если ты не являешься собственником возможно только с согласия собственника этого помещения.

2. Кто оформляет регистрацию?

Самостоятельно оформить регистрацию может любой гражданин РФ с 18 лет, дети с 14 до 18 лет могут сами подать заявление на регистрацию, но при этом потребуется письменное согласие законных представителей, малолетние дети до 14 лет регистрируются с одним из родителей, либо опекуном.

3.  Как оформлено право собственности на имущество?

Если помещение оформлено в Росреестре как жилое помещение, то регистрация осуществляется по общим правилам.

Если собственник владеет апартаментами, то зарегистрироваться возможно будет только временно, продлевая при необходимости. Однако процедура допустима только в том случае, если владелец обладает документами, в которых обозначено, что апартаменты оборудованы всеми удобствами (санузел, коммуникации), из чего следует, что их можно приравнять к помещению гостиничного типа.

При покупке жилого помещения (апартаментов) с использованием ипотечных средств, оформляется залог (ипотека) указанного имущества в пользу Банка – кредитора. Однако это не ущемляет права собственника. Собственник жилья может зарегистрировать как себя, так и близких членов семьи: супруга/супругу, детей, родителей.

При необходимости регистрации дальних родственников или третьих лиц надо внимательно прочитать кредитный договор, в нем может содержаться требование об обязательном уведомлении и получении у Банка-кредитора разрешения на регистрацию третьих лиц в приобретенном имуществе.

Если жилой дом оформлен как недостроенный, то зарегистрироваться в нем ни постоянно ни временно не получится. Сначала необходимо завершить строительство, оформить право собственности, присвоить почтовый адрес дому и только потом можно оформить регистрацию временную или постоянную.

Тоже самое относится и к «новостройке». Приобретая строящееся жилье по Договору долевого строительства/ Договору паенакопления участника кооператива, клиент приобретает только права требования на «будущую квартиру». Соответственно пока застройщик не сдаст многоквартирный дом в эксплуатацию, не присвоится почтовый адрес дому, не оформится право собственности в Росреестре на непосредственно квартиру, зарегистрироваться в таком жилье нельзя.

Постоянная регистрация на «даче» с 01.01.2019 г. так же возможна при выполнении определенных условий.

Дом должен быть оформлен как - жилой дом, ему должен быть присвоен почтовый адрес, и располагаться на землях, где разрешено жилищное строительство, соответствовать градостроительным регламентам на садовых земельных участках (не выше 3 этажей, не разделён на квартиры) и требованиям к жилому помещению. Это не могут быть земли особо охраняемых территорий, водного и лесного фонда и т. д. Прописаться можно только в таком доме, где есть реальная возможность круглогодичного проживания.

Где оформить регистрацию?

Чтобы зарегистрироваться (временно / постоянно) в квартире, нужно обратиться в паспортный стол (территориальное отделение Федеральной миграционной службы), МФЦ, в управляющую компанию вашего дома (в некоторых из них есть паспортные столы), подразделение ГУВМ МВД. Для регистрации в жилом доме/ апартаментах надо обратиться в территориальное отделение Федеральной миграционной службы, МФЦ, или подразделение ГУВМ МВД.

Также заявление на регистрацию можно подать через портал Госуслуг.

Какие документы нужны при личном обращении по месту жительства в МВД или МФЦ

  • Паспорта/ свидетельство о рождении (для детей до 14 лет)
  • документы, подтверждающие полномочия законного представителя (для опекунов/попечителей)
  • Паспорт второго родителя или документ, подтверждающий единоличную опеку (если ребенку нет 14 лет)
  • Документ, подтверждающий право собственности на жильё
  • Заявление о регистрации, подписанное вами или собственником помещения (как правило заполняется на приеме)

Если вы не собственник жилья — всем собственникам старше 18 лет нужно прийти вместе с вами в МВД или МФЦ либо предоставить нотариальное согласие на регистрацию.

На приём в МВД или МФЦ нужно прийти вам и членам семьи, которых регистрируете, — супруге или супругу, детям от 14 до 18 лет.

Если вы владеете долей в помещении или регистрируете детей по адресу, где прописаны сами, согласие других собственников не нужно.

При повторном посещении МВД или МФЦ (в назначенный день) Вам поставят в паспорт штамп о регистрации. Детям до 14 лет выдадут свидетельство о регистрации.

Как прописаться в квартире через Госуслуги

Чтобы прописаться в квартире через Госуслуги, для начала потребуется подтвержденный аккаунт на портале. Для новорожденного или несовершеннолетнего — регистрация возможна через личный кабинет матери или отца.

В каталоге «Услуги» выберите раздел «Паспорта. Регистрация», далее «Регистрация по месту жительства или пребывания».

Заполните заявление в электронном виде и внесите в него данные документов, необходимых для регистрации.

Заполнение заявления займет примерно 15 минут, а срок оказания услуги — 3 дня.

Дождитесь приглашения в МВД — оно придёт в личный кабинет после проверки заявления. Посетите МВД в день и время, которые указаны в приглашении. На приёме вам поставят штамп о регистрации в паспорт или выдадут свидетельства о регистрации — для детей до 14 лет.

С собой нужно взять документы, указанные выше.

Обязательно нужно посетить ведомство со всеми собственниками, чтобы подтвердить их согласие на регистрацию.

Важно!

Если у вас несколько объектов, прописка может быть только одна — прописываться в нескольких объектах запрещено. А оформление постоянной регистрации автоматически аннулирует прежнюю прописку.

По закону гражданин должен зарегистрироваться по месту проживания в течение семи дней, а по месту пребывания — в течение 90 дней. 

На граждан, не оформивших в установленном законом порядке регистрацию по месту жительства или пребывания, может быть наложен административный штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей.

Читайте также